Устав

                                                                 УСТАВ ШКОЛЫ                                                  

 

 

                                                                                                                 Утверждено
                                                                                                           постановлением Главы
                                                                                                            Завитинского района
                                                                                                              № __ от __ ____ 2011
                                                                                                                 _________________


                                                                                  
                                                          У С Т А В
          Муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения – средней       общеобразовательной школы с. Болдыревка Завитинского района   Амурской области

                                                      (новая редакция)

 

Согласовано                                                                Принят общим собранием
Председатель комитета                                                  МОУ СОШ с. Болдыревка
 по управлению муниципальным                                          протокол № _1___
имуществом Завитинского района                                        от «_11»ноября 2011г.
______________ Т.В. Хлюпина
«____»______________ 2011г.


1. Общие положения
1.1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная  школа с. Болдыревка Завитинского района Амурской области расположена по адресу: 676891, Россия, Амурская область,  Завитинский район, ул. Октябрьская, 31в и 676891, Россия, Амурская область, Завитинский район, с. Болдыревка, Октябрьская 37а, в дальнейшем именуется «Учреждение». (в дальнейшем  именуемое «Бюджетное учреждение») является некоммерческим учреждением,  созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования.
1.2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Болдыревка Завитинского района Амурской области является правопреемником средней школы с. Болдыревка  до 19 мая 1995 года; муниципальной средней  (полной) общеобразовательной школы с. Болдыревка Завитинского района Амурской области  до  14 апреля 2005 года; муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы с. Болдыревка Завитинского района Амурской области до 29 сентября 2011 года
1.3. Учреждение  создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ФЗ – 83, Постановление главы района.
________________________________________________________________________
  (вид распорядительного документа, его дата и номер, полное название)
1.4. В результате изменения типа - Муниципальное   бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная  школа с. Болдыревка Завитинского района Амурской области
Тип которого изменяется, является правопреемником - Муниципальное   общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная  школа с. Болдыревка Завитинского района Амурской области.
Организационно-правовая форма – бюджетное   учреждение.
Тип –  общеобразовательное   учреждение.
Вид – средняя  общеобразовательная  школа.
1.5.  Наименование Бюджетного учреждения на русском языке:
 полное наименование  Учреждения: Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное   учреждение  -  средняя  общеобразовательная  школа с. Болдыревка Завитинского района Амурской области
Сокращенное наименование  Учреждения: МБОУ  СОШ с. Болдыревка Завитинского района Амурской области
Юридический адрес  Учреждения: 676891,   Россия, Амурская   область, Завитинский район  с. Болдыревка, ул. Октябрьская,31в
Почтовый адрес:  676891,   Россия, Амурская   область, Завитинский район  с. Болдыревка, ул. Октябрьская,31в
Фактический адрес  Учреждения : 676891,   Россия, Амурская   область, Завитинский район  с. Болдыревка, ул. Октябрьская, 31в и 676891,   Россия, Амурская   область , Завитинский район  с. Болдыревка, ул. Октябрьская,37а.
1.6. Учредителем  Учреждения является администрация  Завитинского района Амурской области (далее - Учредитель).                                                                                                   1
Юридический адрес Учредителя: 676870, Россия, Амурская область, г. Завитинск, ул. Куйбышева,44
 Полномочия Учредителя школы от имени Завитинского района осуществляет отдел образования администрации Завитинского района. Полномочия собственника в отношении имущества школы осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Завитинского района, осуществляющий полномочия собственника в сфере управления имуществом Завитинского района.
1.7. Учреждение  является  юридическим  лицом и находится в  ведомственном подчинении отдела  образования  администрации Завитинского района
 1.8. Учреждение  имеет  самостоятельный баланс, расчетный и иные  счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки со своим наименованием.
 1.9. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и  личные  неимущественные  права  и  несет  обязанности,  выступает  истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.10.  Права юридического лица у Учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента государственной регистрации Учреждения.
1.11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные        законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения с момента выдачи ему  лицензии (разрешения).
1.12. Право на выдачу выпускникам документа государственного образца о        соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, на  включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у Учреждения с момента государственной аккредитации. Учреждение проходит государственную аккредитацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.13. По инициативе детей в Учреждении могут создаваться детские общественные объединения.
1.14. Медицинское обслуживание воспитанников, обучающихся и работников в Учреждении обеспечивается медицинским работниками  фельдшерско – акушерского пункта (ФАП) с. Болдыревка  муниципального учреждения  здравоохранения   Завитинской центральной районной больницы.  Учреждение предоставляет помещение для лечебно – профилактических мероприятий.
Медицинские работники   наряду с администрацией и педагогическими работниками Учреждения несут ответственность за проведение лечебно – профилактических мероприятий, соблюдение санитарно – гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся  и воспитанников.
1.15.  В целях  охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения в Учреждении организуется питание, контроль за его осуществлением возлагается  на само Учреждение. В Учреждении предусмотрены помещения для питания обучающихся, воспитанников и работников, а также помещения для хранения и приготовления пищи.
1.16. В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур
2
политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
1.17. Учреждение может вступать в педагогические, научные и иные российские и международные объединения. Принимать участие в работе конгрессов, конференции и т.д. Оно имеет право на осуществление обмена делегациями учащихся и педагогов на безвалютной основе.
1.18. Учреждение создается на неограниченный срок.
II. Цели, предмет и виды деятельности Учреждения
  2.1. В своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1), федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, законами и иными нормативно-правовыми актами Амурской области, муниципальными правовыми актами, приказами Учредителя, решениями отдела  образования  администрации Завитинского района,  настоящим Уставом, договором между Учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся и воспитанников.
  2.2. Предметом деятельности  Учреждения является:
-  предоставление общедоступного и бесплатного  дошкольного, начального, основного общего образования среднего (полного) общего образования;
- реализация дополнительных общеобразовательных программ  в соответствии с лицензией (в том числе  на платной основе).
  2.3. Основные цели деятельности  Учреждения:
  Основными целями Учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся и воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,  их  адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
2.4 Основными задачами Учреждения являются обучение и воспитание детей в интересах личности, общества, государства, обеспечение социальной защиты,  охрана и укрепление здоровья обучающихся, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования, охрана прав и интересов обучающихся и воспитанников, воспитание детей различных национальностей в духе толерантности, мира и взаимопомощи.
2.5. Муниципальные задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и  утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия Учредителя.
Учреждение не вправе отказаться от выполнения муниципального задания.
2.6. Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам деятельности, 
3
 предусмотренным настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 2.7. Учреждение вправе заниматься  не запрещенной действующим законодательством деятельностью, приносящей доход, необходимой для достижения уставных целей и соответствующей этим целям, привлекать для осуществления своих функций на договорной основе юридических и физических лиц, приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов.
Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
Учредитель вправе приостановить приносящую доход деятельность, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу.
2.8. Право Учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у Учреждение с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
III. Имущество и финансовое обеспечение  Учреждения
3.1. Источниками формирования имущества Учреждения являются: - имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления или приобретенное Учреждением на средства, выделенные ему учредителем на приобретение этого имущества:
• имущество, переданное Учреждению его собственником или учредителем;
• субсидии из муниципального бюджета на выполнение Учреждением муниципального задания;
• средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами;
• доходы, от приносящей доходы деятельности;
• дары и пожертвования российских и иностранных юридических и физических лиц;
• иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
 3.2. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является  комитет по управлению муниципальным имуществом Завитинского района Амурской области          
3.3. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
3.4. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с законодательством, настоящим Уставом.
3.5. Средства от деятельности, приносящей доходы, а также средства, полученные в результате пожертвований российских и иностранных юридических и физических лиц, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются на отдельном балансе и используются для достижения целей, ради которых создано  Учреждение.
4
3.6. Финансовое обеспечение выполнения муниципального  задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
3.7. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за Учреждением учредителем или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
3.8. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
3.9. Финансовое обеспечение осуществления Учреждением полномочий  по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном  администрацией Завитинского  район Амурской области.
3.10. Учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе муниципального образования в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
3.11. Учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в настоящем Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения.
3.12. Крупная сделка может быть совершена Учреждением только с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Учреждения.
Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов Учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
5
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований может быть признана недействительной по иску Учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя Учреждения.
3.13. Учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
3.14. В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть Учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и Учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки, сделка должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
3.15. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением собственником этого имущества или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимого имущества.
   Бюджетное учреждение не отвечает по обязательствам Учредителя.
Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения.
3.16. Учреждение вправе с согласия учредителя вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.
3.17. Учредитель вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению.
3.18.  Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности, созданные в процессе его деятельности, регулируются законодательством Российской Федерации.

IV. Организация деятельности Учреждения
4.1. Учреждение организует свою деятельность в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности и муниципальными заданиями учредителя.
4.2. Учреждение строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, контрактов.
Учреждение свободно в выборе предмета и содержания договоров, контрактов, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
4.3. Для выполнения уставных целей Учреждение имеет право:
- создавать филиалы, представительства;
- утверждать положения о филиалах, представительствах, назначать их руководителей, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
6
- заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности Учреждения;
- запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Учреждения;
- приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов с учетом ограничений, установленных законодательством;
- определять и устанавливать структуру и штатное расписание;
- самостоятельно осуществлять подбор и расстановку кадров, распределять должностные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;
- устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать граждан для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров;
- выдавать выпускникам документа государственного образца о        соответствующем уровне образования;
- пользоваться  печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации;
- проходить государственную аккредитацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- осуществлять медицинское обслуживание  воспитанников, обучающихся и работников в Бюджетном Учреждении.
- Учреждение осуществляет мероприятия по гражданской обороне, мобилизационной подготовке и пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.4. Учреждение обязано:
- выполнять установленное учредителем задание;
- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, продажу товаров, оказание услуг которые могут принести вред здоровью населения, а равно за нарушение иных правил хозяйствования;
- обеспечивать пожарную и экологическую безопасность своей деятельности;
- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и иных выплат, производить индексацию заработной платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать работникам безопасные условия труда и охрану труда, а также гарантированные меры социальной защиты работников;
 - осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования работников Учреждения;
-   своевременно уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, определяемых федеральным и областным законодательством;
7
- обеспечивать в установленном порядке подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
- обеспечивать учет и сохранность документов по личному составу, а также своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке;
- обеспечивать сохранность, эффективное и целевое использование имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления;
- вести бухгалтерский учет, предоставлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения;
• составлять, утверждать и представлять в установленном Учредителем порядке отчет о результатах деятельности Учреждения и об использовании закрепленного за ними муниципального имущества;
• согласовывать с Учредителем сдачу в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
• согласовывать с Учредителем совершение крупных сделок;
• обеспечить открытость и доступность документов установленных законодательством;
• выполнять иные обязанности и обязательства в соответствии с действующим законодательством, настоящим уставом и приказами Учредителя.
- предоставлять государственным органам и органам местного самоуправления информацию в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.5. В Учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
4.6. Учреждение несет ответственность в соответствии с федеральным законодательством за нарушение договорных, расчетных, бюджетных и налоговых обязательств, установленного порядка ведения лицевых счетов, а равно других правил осуществления хозяйственной деятельности, установленных федеральным и областным законодательством.

4.7.  Трудовые отношения работников и руководителя Учреждения, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде и локальными актами Учреждения.

V. Образовательный процесс
 5.1.  Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, методической деятельности, в пределах, определённых законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
5.2.  Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на   русском языке.
В Учреждении в качестве государственного языка преподается: - русский язык, в качестве иностранного -  английский язык.
Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями 
8
общеобразовательных программ трех ступеней общего образования, программ  дошкольного образования и профессиональную подготовку по специальности «Тракторист»:

 дошкольное образование - (нормативный срок освоения – 5 лет)
 первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
 вторая ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
третья ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).
5.3. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соответствием в структуре их содержания следующих компонентов:
• базового федерального;
• национально – регионального;
• дошкольного образования;
• самостоятельно определяемого Учреждением, исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
 5.4.Основными задачами дошкольного образования являются:
• охрана жизни и укрепление здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального, личного и физического развития ребенка;
• осуществление  необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
• приобщение детей к  общечеловеческим ценностям;
• взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
5.5. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
5.6. Задачей основного общего образования являются создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
        Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
5.7.  Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
         Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
         Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в Учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
5.8. Содержание дошкольного и общего образования в Учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
9
Количество классов, групп дошкольного образования и групп  продленного дня Учреждения определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан, условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
5.9. Наполняемость классов и групп  продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.  Наполняемость групп дошкольного образования устанавливается следующая: 
 при наличии в группе детей двух возрастов (от 1 до 3 лет) – не более 8 детей;
 при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) – не более 10 детей;
 при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) – не более 15 детей.
           При наличии необходимых условий и средств и по согласованию с Учредителем возможно комплектование классов, групп  дошкольного образования и групп продленного дня с меньшей  наполняемостью.
5.10.  Учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей).
5.11.  В Учреждении  по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.
5.12. Отдел образования администрации Завитинского района по согласованию с Учредителем может открывать в Учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.             
           Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется отделом образования  только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов.
           Учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
5.13.  При проведении занятий по иностранному языку и технологии на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет не менее 20 человек.
          При наличии условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по перечисленным и другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.
5.14.  Учреждение в соответствии со своим уставом может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих ее статус.
           Учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные  образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

10
Дополнительные платные образовательные услуги оказываются (на договорной основе) всем обучающимся и родителям (законным представителям), пожелавшим ими воспользоваться.
Порядок предоставления Учреждением платных дополнительных образовательных услуг определяется локальным актом Положением о платных образовательных услугах.
      Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Учреждение может оказывать следующие платные дополнительные образовательные услуги:
- организация углубленного изучения предметов (изучение дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом);
-репетиторство по общеобразовательным предметам с обучающимися другого образовательного учреждения.
Организация курсов:
-по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные образовательные учреждения;
-повышению квалификации;
-по изучению иностранных языков;
-по адаптации к условиям школы детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения.
Создание:
-  кружков: по кройке и шитью, вязанию, домоводству и танцам;
-  студии, факультативов, работающих по программам дополнительного образования детей (обучение живописи, хореографии, истории мировой художественной культуры); создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии (за исключением случаев, когда это предусмотрено обязательными программами, определяющими статус образовательного учреждения);
-Организация досуговых тематических вечеров.
-Создание спортивных и физкультурных секций по  волейболу, легкой атлетике,  теннису, лыжной подготовке, туризму и другим видам спорта.
-Музыкальные занятия.
 Доход от указанной деятельности используется   Учреждением в соответствии с уставными целями.

 5.15.  Учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату.
         Профессиональная подготовка в Учреждении может проводиться только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
  5.16.  Образовательный процесс в Учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого Учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
       В Учреждении определен 5-дневный режим работы для обучающихся 1-х классов и воспитанников групп дошкольного образования. Для учащихся 2-х-11-х классов обучение может осуществляться в рамках пятидневного или шестидневного режима работы.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся и воспитанников определяется в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями. Количество часов, отведенных на преподавание
11
отдельных предметов (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом.
      Продолжительность учебной недели для обучающихся зависит от объема недельной учебной нагрузки:
• 1 класс – 20 часов;
• 2 – 4 классы – 25 часов;
• 5 класс – 31 час;
• 6 класс – 32 часа;
• 7 класс – 34 часа;
• 8 – 9 классы – 35 часов;
• 10-11 классы – 36 часов.
При 5 –ти дневном режиме работы:

• 1 класс – 20 часов;
• 2 – 4 классы – 22 часов;
• 5 класс – 28 час;
• 6 класс – 29 часа;
• 7 класс – 31 часа;
• 8 – 9 классы – 32 часов;
10-11 классы –  не более 37 часов.  
 для учащихся, обучающихся по программе школы VIII вида - от 32   до 36 часов.
для учащихся, обучающихся по программам школы  VIII вида, продолжительность учебного времени на уроке может быть уменьшена до 30 минут. В оставшееся время учитель может предложить ребенку другие формы  занятий, например  игры, рисование, разгадывание загадок и т.д.
     Часы факультативных и индивидуальных занятий входят в число часов максимально допустимой нагрузки.
     В оздоровительных целях, для облегчения процесса адаптации детей к требованиям Учреждения в первых классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
• в сентябре – октябре – 3 урока по 35 минут каждый;
• со второй четверти – 4 урока по 35 минут каждый.
5.17.  Учебный год в Учреждении, как правило, начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе – 33 недели.
          Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее восьми недель. Для обучающихся  первого класса устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
5.18. Годовой календарный график разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно по согласованию с отделом образования администрации Завитинского района. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся и воспитанников определяются  в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями:

12
      Обучение осуществляется в одну смену с 8.20 до 14.25 часов, продолжительность урока – 40 минут.
  Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - 20 минут.    
      Режим работы групп дошкольного образования является следующим: устанавливается пятидневная рабочая неделя, продолжительность работы, часов, с 7.00 до 18.00ч. Допускается посещение воспитанниками групп по индивидуальному графику. Порядок посещения воспитанниками групп дошкольного образования по индивидуальному графику определяется Договором между Учреждением и родителями (законными представителями).      
5.19. При выращивании овощей для школьной столовой, закладке школьного сада, декоративного оформления школьного двора, внутреннего интерьера школы ремонта классной комнаты  учащиеся могут быть привлечены классным руководителем, руководителем творческого объединения, администрацией школы к соответствующему виду труда с согласия родителей (законных представителей) и самих учащихся
 Для обучающихся в 5-х – 7-х классах устанавливается летняя трудовая практика продолжительностью 7 дней, для обучающихся 8-х классов – 14 дней, для обучающихся 10-х классов – 21 день. Летнюю трудовую практику учащиеся проходят по графику, утвержденному директором Учреждения и согласно  Положению, утвержденному педагогическим советом.
5.20.  Расписание уроков строится на основе учебного плана в соответствии с требованиями СанПиН, с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся и  утверждается директором Учреждения.
          Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.
          Факультативные занятия планируются в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устанавливается перерыв продолжительностью до 45 минут.
5.21.  В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся.
          Для обучающихся в 5-х – 9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ и  уроков технологии.
          В 10-х – 11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.
5.22.  Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
• во 2-х классах – до 1,5 часа;
• в 3-х – 4-х классах – до 2 часов;
• в 5-х – 6-х классах – до 2,5 часа;
• в 7-х – 8-х классах – до 3 часов;
• в 9-х – 11-х классах – до 4 часов.

5.23. Текущий контроль успеваемости обучающихся в общеобразовательных классах и обучающихся по специальным (коррекционным) программам  осуществляется учителями по пятибалльной системе (минимальный балл 1; максимальный балл 5). Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося.
13
Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за I, II, III, IV четверти во 2 – 9 классах, за I - II полугодия в 10 – 11 классах. Во 2-9 классах допускается  промежуточное оценивание за полугодие по учебным предметам, на которые по учебному плану выделен один час.
В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки.
В I классе оценивание знаний обучающихся не проводится.
В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой, обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной Педагогическим советом Учреждения.
5.24. Ежегодная промежуточная аттестация по отдельным предметам может проводиться в конце учебного года в 2, 3, 5, 6, 7, 8,10 классах. Система оценок при промежуточной аттестации - по 5-бальной системе (минимальный балл-1; максимальный балл- 5). Решение о проведении такой аттестации в данном учебном году принимается не позднее чем за 2 недели до предполагаемого начала проведения аттестации Педагогическим советом Учреждения, который определяет классы, конкретные формы, порядок и сроки проведения аттестации.  Решение Педагогического совета по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом  Директора Учреждения не позднее чем за 2 недели до предполагаемого начала проведения аттестации.
5.25.. Контроль качества подготовки выпускников I ступени осуществляется через проведение контрольных работ по русскому языку и математике.
5.26. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
5.27. Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, итоговые и  годовые отметки, соответствующие высшему баллу, награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».
5.28. Обучающиеся  на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, могут быть переведены в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.
5.29. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведённые в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.
5.30. Перевод обучающегося  производится по решению Педагогического совета.
5.31.  Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
14
5.32. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.                                                                              
Государственная (итоговая) аттестация выпускников Учреждения осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и  XI (XII) классов муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации,  утвержденным Министерством образования Российской Федерации и Положением об ЕГЭ. Выпускникам Учреждения после прохождения ими итоговой аттестации выдаётся документ государственного образца об уровне образования, заверенной печатью Учреждения и свидетельства о сдаче ЕГЭ.
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, проводится муниципальной экзаменационной предметной комиссией.
Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.
 5.33.  В случае несогласия обучающегося и его родителей (законных представителей) с четвертной, (полугодовой) триместровой, годовой отметкой успеваемости по предмету по  письменному заявлению родителей (законных представителей), поданному не позднее трех дней после окончания четверти, (полугодия) триместра, учебного года, обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамены по соответствующему предмету комиссии, образованной  приказом директора Учреждения.     
5.34. Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.
Лица, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью.
Лица, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются в установленном порядке похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".

15
Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе четвертные (триместровые) и годовые отметки "5", награждаются похвальным листом "За отличные успехи в учении".
Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в Учреждении.
Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.
5.35. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
  Обучающимся, не завершившим основное общее, среднее (полное) общее образование, Учреждение выдает справки установленного образца.
VI.  УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
6.1. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются обучающиеся, воспитанники, педагогические работники Учреждения, родители (законные представители) обучающихся и воспитанников.
6.2. Учредитель устанавливает порядок приема в Учреждении на ступени  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению и воспитанию граждан, проживающих на территории с. Болдыревка и Аврамовка, Завитинского района  и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в Учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет, для детей и подростков с отклонениями в развитии предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
6.3. В первый класс Учреждения принимаются дети, достигшие возраста  6-ти с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8-ми лет.
        По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель  вправе разрешить прием в Учреждение для обучения в более раннем или более позднем возрасте.
        В первую очередь приему подлежат:
       а) дети, проживающие на данной территории;
       б)  дети, старшие братья или сестры которых учатся в других классах Учреждения.
       Детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только при отсутствии свободных мест. Свободными являются места в классах, имеющих наполняемость  менее 25 человек.
16
6.4.  Зачисление обучающихся и воспитанников в Учреждение оформляется приказом директора.
       Для зачисления в Учреждение обучающихся в первые классы и группу дошкольного образования родители (законные представители) предоставляют следующие документы:
• заявление на имя директора Учреждения;
• копию свидетельства о рождении, заверенную директором Учреждения;
• медицинскую карту ребенка, где имеется заключение о возможности обучаться в массовой школе и посещать группу дошкольного образования;
• справку о месте проживания ребенка.
• паспорта одного из родителей (законных представителей)
      Прием обучающихся во 2-е – 11-е классы осуществляется при предоставлении следующих документов:
• заявления на имя директора Учреждения;
• личного дела ребенка;
• выписки текущих оценок по всем предметам, заверенной печатью школы (при переходе в течение учебного года);
• медицинской карты;
• справки о месте проживания обучающегося;
• аттестат об основном образовании;
• копии свидетельства о рождении или паспорта поступающего.
• паспорта одного из родителей (законных представителей)
При временном отсутствии перечисленных документов ребенок может быть принят в Учреждение на основании заявления условно.
Прием детей в первый класс Учреждения из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также иностранных граждан осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.5. При приеме гражданина  в образовательное учреждение администрация Учреждения знакомит родителей (законных представителей) с Уставом образовательного учреждения,  лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в Учреждении.
6.6. Прием и перевод на обучение по специальным (коррекционным) программам VII и VIII вида проводится по заключению медико-психолого-педагогической комиссии и заявлению родителей (законных представителей). Прием и перевод на индивидуальное, надомное обучение проводится на основании  заключения клинико-экспертной комиссии.
6.6. Права и обязанности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом Учреждения и иными предусмотренными уставом  локальными актами.
6.7. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
• защиту своего достоинства;
• защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
• участие в управлении Учреждением в формах, определенных Уставом Учреждения;
17
• участвовать во всероссийской и иных олимпиадах школьников;
• удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
• развитие творческих способностей и интересов;
• получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
• получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами;
• обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;
• бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Учреждения;
• получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
• уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
• свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
• перевод в другое образовательное учреждение при наличии свободного места и по уважительной причине;
• на отдых, в том числе организованный, между уроками, в выходные и праздничные дни;
• проведение в установленном порядке митингов и собраний, подачу петиций и ходатайств.
6.8. Учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
       Принуждение  обучающихся к вступлению в общественные, общественно – политические организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
6.9.  Обучающиеся и воспитанники обязаны:
• выполнять Устав Учреждения;
• добросовестно учиться, не мешать учебному процессу, стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий учителя в классе и дома;
• бережно относиться к имуществу Учреждения;
• уважать честь и достоинство других обучающихся, воспитанников и работников;
• выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции;
• быть аккуратным и опрятным в одежде;
• экономно использовать электроэнергию и воду;
• соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены;
• уважать права и считаться с интересами других обучающихся, работников, не подвергать опасности их жизнь и здоровье.
       Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся  и воспитанниками не допускается.
6.10. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и отдела образова¬ния обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Учреждение до получения основного общего образования.
По решению педагогического совета  Учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава Учреждения допускается исключение из Учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
18
Исключение обучающегося из Учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Учреждении оказывает отрица¬тельное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работни¬ков Учреждения, а также нормальное функционирование Учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не получившего  об¬щего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовер-шеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Учреждение незамедлительно обязано проинформиро¬вать об исключении обучающегося его роди¬телей (законных представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителя¬ми) несовершеннолетнего, исключенного из Учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образова¬тельном учреждении.
6.11. Родители (законные представители) имеют право:
• выбора, с учетом мнения детей, общеобразовательного учреждения и формы получения образования (до получения несовершеннолетними детьми общего образования);
• заключать и расторгать Гражданско – правовые договора с Учреждением;
• принимать участие в работе Управляющего Совета школы;
• участвовать в управлении Учреждением в формах, определенных Уставом Учреждения;
• защищать законные права и интересы детей;
• вносить предложения по улучшению работы с детьми, по организации дополнительных услуг в Учреждении;
• требовать уважительного отношения к ребенку;
• создавать различные родительские объединения, клубы в Учреждении;
• заслушивать отчеты директора Учреждения и педагогов о работе Учреждения;
• знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
• знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками и успеваемостью обучающегося;
• вносить пожертвования на развитие Учреждения.
6.12. Родители (законные представители) обязаны:
• защищать законные права и интересы детей;
• участвовать в управлении Учреждением в формах, определенных Уставом Учреждения;
• нести ответственность за обучение и воспитание своих детей, обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования;
• создавать необходимые условия для получения своими детьми образования;
• соблюдать Устав Учреждения и выполнять Устав Учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
• своевременно ставить в известность Учреждение о возможности отсутствия или болезни обучающегося;
• в случае подписания гражданско-правового договора с Учреждением строго соблюдать его условия.
19
Другие права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся Учреждения могут закреплять¬ся в заключенном между ними и Учреждением договоре, который не может противоречить закону, Типовому положе¬нию об общеобразовательном учреждении и настоящему Уставу.
6.13. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные  в уставе, могут закрепляться в заключенном между ними и Учреждением договоре.
6.14. Порядок комплектования Учреждения работниками регламентируется ее уставом. Для работников Учреждения работодателем является данное Учреждение. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально – педагогическую  квалификацию, соответствующую требованиям тарифно – квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
 6.15. К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке, имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
6.16. Трудовые отношения между работником и Учреждением регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6.17 Педагогические работники имеют право:
• на участие в управлении Учреждением в форме, определенной Уставом;
• на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
• свободного выбора и использование в работе инновационные технологии, развивающие программы в образовательном процессе учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с образовательной программой, утвержденной Учреждением, методы оценки знаний обу¬чающихся;
• свободного выбора, разработки и применения методов воспитания и обучения детей;
• на выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным Учреждением;
• на повышение квалификации в педагогических училищах, ВУЗах, аспирантуре и других учреждениях с выплатой стипендии при наличии соответствующих фондов;
20
• требование от администрации Учреждения организации условий для осуществления образовательного процесса в рамках реализуемой программы;
• на повышение квалификации (В этих целях администрация Учреждения создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации);
• на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
• на длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы;
• на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.18.  Педагогические работники обязаны:
• удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;
• соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции;
• выполнять условия трудового договора;
• охранять жизнь, физическое и психическое здоровье обучающихся во время образовательного процесса;
• выполнять Родительский договор (при его наличии);
• сотрудничать с семьей обучающегося по вопросам воспитания и обучения;
• нести ответственность за обучение и воспитание детей, обучающихся в Учреждении;
• содействовать удовлетворению спроса родителей на воспитательные и образовательные услуги.
6.19. Работники Учреждения несут ответственность за жизнь, физическое и психическое здоровье каждого обучающегося во время образовательного процесса в установленном законом порядке.
6.20. Служебное расследование нарушений педагогическим работником Учреждения норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Ко¬пия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику.
Ход служебного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника Учреждения, за исключением случаев, предусмотрен¬ных законом.
6.21. Иные права и обязанности сотрудников Учреждения определяются дополнительными инструкциями.
6.22. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в Учреждении и оговаривается в трудовом договоре.
          Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

21
          Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации.
          В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
          Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов  и групп продленного дня.
          При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых  данное Учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах и группах.
6.23. На педагогического работника Учреждения с его согласия  приказом директора Учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
6.24. Работники Учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав Учреждения.
6.25. Оплата труда работников Учреждения  разработана в соответствии  с Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства области от 28.04.2010 № 209 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных Учреждений Амурской области», нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях усиления заинтересованности работников в конечных результатах труда, улучшения качества работы, создания условий для проявления активности работников государственных Учреждений Амурской области, подведомственных министерству образования и науки Амурской области рекомендуемые минимальные размеры окладов (ставок) работников по квалификационным уровням соответствующих профессиональных квалификационных групп и рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам);
определяются виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами.
VII. УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЕМ
7.1.  Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения и строится на принципах  единоначалия и самоуправления.
         Основными формами самоуправления в Учреждении являются общее собрание, Управляющий Совет Школы, педагогический совет, органы ученического самоуправления и иные органы, созданные по решению органов управления Учреждением в пределах своей компетенции.
7.2.  Учредитель действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Учредительным договором.
7.3. Непосредственное управление деятельностью Учреждения осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Директор Учреждения действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими должностными обязанностями.
22
7.4. Трудовой договор с директором Учреждения заключает (изменяет, прекращает) начальник отдела образования по согласованию с Учредителем в порядке, установленном трудовым законодательством и муниципальными правовыми актами Завитинского района.
Директор Учреждения действует от имени Учреждения без доверенности, в том числе:
• представляет его интересы;
• совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения;
• распоряжается средствами Учреждения в пределах, установленных законом и настоящим Уставом;
• осуществляет прием на работу работников Учреждения, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры;
• выдает доверенности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
• утверждает графики работы и расписания занятий, распределяет обязанности между работниками Учреждения;
• утверждает должностные инструкции;
• распределяет учебную нагрузку;
• формирует и утверждает штатное расписание Учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда;
• издает приказы;
• осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и трудовым договором.
Должностные обязанности директора Учреждения не могут исполняться по совместительству.
Совмещение должности директора Учреждения с другими руководящими должностями (кроме научного и науч¬но-методического руководства) внутри или вне Учреждения не допускается.
Структуру и штатное расписание устанавливает Учреждение по согласованию с Управлением.
7.5. Директор Учреждения несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные Учреждению его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества Учреждения.
7.6. Общее собрание Учреждения:
• рассматривает и принимает устав Учреждения, изменения и дополнения, вносимые в него, локальные акты, коллективный договор;
• определяет основные направления деятельности Учреждения;
• заслушивает отчеты директора Учреждения о выполнении задач основной уставной деятельности;
• содействует деятельности педагогического совета;
• разрабатывает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка;
• контролирует своевременность предоставления обучающимся дополнительных льгот и видов материального обеспечения.

     Общее собрание проводится не реже одного раза в год. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 коллектива работников Учреждения, по одному представителю из числа родителей (законных представителей) учащихся от каждого класса, представителей Совета старшеклассников. Общее собрание открывает и ведет председательствующий, избранный из числа присутствующих  на общем собрании. Для ведения протокола избирается
23
секретарь. Решения общего собрания принимаются открытым голосованием. Решения общего собрания считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа членов
общего собрания. Протокол и решение общего собрания подписываются председательствующим и секретарем.
7.7.    В целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развитию инициативы коллектива, реализации прав автономии образовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности, расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощению в жизнь государственно-общественных принципов управления, создается орган самоуправления – Управляющий Совет Школы.
Управляющий Совет Школы является коллегиальным органом самоуправления Учреждения, обеспечивающим государственно-общественный характер управления общеобразовательным учреждением.
  В период между Общими собраниями Учреждения  Управляющий Совет Школы осуществляет общее руководство в рамках компетенции, установленной соответствующим Положением.
7.8.  Для обеспечения коллегиальности в решении вопросов учебной, методической и воспитательной работы создается Педагогический совет, состав и деятельность которого определяются Положением, утверждаемым приказом директора Учреждения.
          Председателем  педагогического совета является директор Учреждения.
Заседание Педагогического совета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 состава педагогов Учреждения. Решение Педагогического совета считается принятым, если за него проголосовало более половины членов совета, присутствующих на заседании.
Решение, принятое в пределах компетенции Педагогического совета и не противоречащее законодательству, является обязательным.
Заседания Педагогического совета проходят не менее  4 раз в год.
7.9.  Для организации ученического самоуправления в Учреждении функционирует Совет старшеклассников, действующий на основании Положения.
Совет старшеклассников осуществляет взаимодействие с государственными и социальными институтами общества с целью принятия правильных решений, касающихся проблем ученического коллектива.
Решение, принятое в пределах компетенции Совета старшеклассников и не противоречащее законодательству, является обязательным для ученического коллектива.
7.10.  Для обеспечения уставной деятельности Учреждения издают следующие локальные  акты:
-Правила;
-Положения;
-Штатное расписание;
-Графики;
-Учебный план, годовые учебные графики;
24
-Расписание занятий;
-Инструкции;
-Должностные инструкции;
-Приказы и распоряжения директора Учреждения;
-Договора;
-Акты;
-Коллективный договор;
-Рекомендации;
-Санитарно-гигиенические требования;
-Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов.

7.11. Локальные правовые акты Учреждения не могут противоречить настоящему Уставу и Закону РФ «Об образовании»
VIII.Реорганизация или ликвидация Учреждения
8.1. Реорганизация Учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) производится в порядке, предусмотренном действующим федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами, настоящим Уставом.
Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей Учреждения к  его правопреемникам в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом.
8.2. Изменение типа Учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа Учреждения в настоящий Устав вносятся соответствующие изменения.
8.3. При ликвидации или реорганизации Учреждения перед составлением ликвидационного или разделительного баланса и в других случаях предусмотренных федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами, проводится инвентаризация имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения.
8.4. Учреждение  считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
 8.5. При реорганизации Учреждения в форме присоединения к нему одного или нескольких образовательных учреждений лицензия реорганизованного образовательного учреждения переоформляется в установленном порядке, с учетом лицензий присоединяемых образовательных учреждений на период до окончания срока действия лицензии  реорганизованного образовательного учреждения.
8.6. При изменении статуса Учреждения и его реорганизации в иной форме лицензия утрачивает силу, если федеральным законом не предусмотрено иное.
8.7. Учреждение может быть ликвидировано в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами настоящим Уставом.

25
 8.8. При реорганизации Учреждения все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику.
8.9. Ликвидация Учреждения влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидационная комиссия назначается Учредителем. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами Учреждения.
8.10. Ликвидация Учреждения  может осуществляться:
а) в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Учредителем порядке;
б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.
8.11. При ликвидации и реорганизации Учреждения, осуществляемой, как правило, по окончании учебного года, учредитель обеспечивает в установленном порядке перевод обучающихся с согласия родителей (законных представителей) обучающихся в другие общеобразовательные учреждения. Увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.13. Ликвидация считается завершенной, а Учреждение – прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
8.14. Ликвидационная комиссия Учреждения после расчетов, произведенных в установленном порядке с кредиторами Учреждения, представляет в Уполномоченный орган предложения по дальнейшему использованию оставшегося имущества.
Денежные средства ликвидированного Учреждения после расчетов, произведенных в установленном порядке с кредиторами Учреждения, передаются в казну муниципального образования Завитинского района.
8.15. При изменении вида деятельности, реорганизации, ликвидации Учреждения или прекращении работ с использованием сведений конфиденциального характера, Учреждение обязано обеспечить защиту и сохранность этих сведений и их носителей в соответствии с федеральным законодательством.
8.16. При ликвидации Учреждения его документы передаются в архив в порядке, установленном действующим законодательством.

IX. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
9.1. Члены трудового коллектива Учреждения подлежат государственному страхованию в установленном законодательством порядке.
9.2. Учреждение осуществляет отчисления в государственный фонд социального страхования в порядке и размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

26
X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
10.1.  Наряду с основной деятельностью администрация Учреждения обязана обеспечить защиту своих работников в период ведение спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником средств поражения, при этом руководствуясь нормативными документами и распоряжениями органов по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.2.   Изменения и дополнения к уставу вступают в силу с момента их утверждения Учредителем и регистрации в соответствующих органах.
10.3. Устав вступает в силу с момента его утверждения Учредителем и регистрации в соответствующих органах
XI. Внесение изменений в Устав
11.1. Настоящий Устав может быть изменен или дополнен по решению Учредителя. Изменения и дополнения  подлежат государственной регистрации.

XII. Описание печати и углового штампа Учреждения
Печать содержит следующие строки:
• внешнее кольцо обода клише содержит повторяющийся микротекст «Сертификат № ПС RU п.00.1 * 2004.02.»;
• вокруг государственного герба Российской Федерации располагается микротекст, содержащий информацию об идентификационном налоговом номере ИНН 2814002547, и коде по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОКПО 41712132;
• между микротекстами с позитивным и негативным начертаниями по часовой стрелке располагаются концентрические строки информационного поля, содержащие полное наименование юридического лица – Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение - средняя  общеобразовательная школа  с.Болдыревка Завитинского района Амурской области - и вышестоящей организации –  администрация Завитинского района Амурской области, в скобках краткое наименование - МОУ СОШ с. Болдыревка - и основной государственный регистрационный номер (ОГРН 1022801062701).
Штамп содержит следующие строки:
  Администрация Завитинского района Амурской области;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.Болдыревка Завитинского района Амурской области;
676891, Россия, Амурская область,
Завитинский район, с. Болдыревка
ул. Октябрьская ,31в.
 тел. 31-1-19,
_______ № __________
На № _______________
27